Для ТЕБЯ - христианская газета

Меннонитские поселения на Украине
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Меннонитские поселения на Украине


В результате русско-турецкой войны 1768-1774 годов русские войска заняли Крым. В 1792 году Крым был присоединён к Российской империи, а значительная часть татарского населения эмигрировала в Турцию. Под влиянием крымских татар был не только сам Крымский полуостров, но и обширные земли северного Причерноморья, современная территория юга Украины. Екатерина II и её правительство начинают политику по заселению этих земель. Чтобы привлечь побольше желающих, издаются манифесты и указы, в которых поселенцам предоставляются существенные права.

Это привлекает много иммигрантов из Голландии, Германии и некоторых других стран. Самой массовой волной поселенцев были меннониты. В своих странах эти верующие терпели постоянные религиозные притеснения и поэтому больше других были расположены искать лучшей участи для себя и своих детей. Германия и Голландия были (да и остаются) одними из самых развитых европейских стран и поэтому русское правительство было заинтересовано именно в такой категории поселенцев.

В 1787 году Екатерина II издаёт именной указ и юридически закрепляет за меннонитами значительные льготы, которых не имели другие колонисты. Меннонитам разрешали свободу вероисповедания, предоставляли значительную материальную помощь при переезде и поселении, каждая семья в собственное распоряжение получала 65 десятин земли (1 десятина = 1,09 гектара). Другие льготы – это освобождение от всяких налогов на протяжении десяти лет, права на строительство фабрик, свободную торговлю, самоуправление и собственную юрисдикцию, освобождение от воинской службы. В указе был только один запрет – на ведение религиозной пропаганды среди представителей других христианских вероисповеданий.

Несомненно, такие благоприятные обстоятельства привели к активному увеличению количества меннонитских колоний и самих верующих. Первые меннониты появляются на Украине ешё в в 70-х гг. 18 века. Меннонитские колонии появляются в 1789 году в урочище Хортица. Наиболее активная меннонитская иммиграция началась в начале 19 века и продолжалась до его 40-х годов. Эта иммиграция была очень выгодна России, так как меннониты привозили с собой скот, сельскохозяйственные орудия, сортовой семенной материал, денежные сбережения, которые, выражаясь современным языком, инвестировали в российскую экономику.

На протяжении 19 века меннонитские поселения переживают бурный экономический и демографический рост. К концу 70-х гг. численность их колоний достигала 90 тыс. человек. В 1888 г. только в Мариупольском уезде им принадлежало 500 тыс. десятин земли (из 650 тыс., которые были во всём уезде). В реестрах имущества, которым владели меннониты, в конце 19 – в начале 20 века, можно найти производственный инвентарь от которого не отказалось бы и современное хозяйство: одно- и многолемешные плуги, дисковые плуги, культиваторы, сеялки, сноповязалки, косилки, конные, паровые, моторные молотилки, веялки, элеваторы, машины для стирки и т.д. В начале 20 века эти списки дополняли велосипеды, “мотоциклетки” и автомобили.

Один очевидец, посетивший Херсонщину, писал: “Въезджая в колонии… чувствуешь себя как-будто перенесённым в другой край. Увиденное тут… резко противоположно быту других поселенцев.Поселения размещены правильно, с достаточными интервалами; …между домами находятся фруктовые сады, а вблизи поселений – лесные насаждения… Дома преимущественно каменные… Колонии представляют собой, можно сказать, большую опытную ферму и образцовое хозяйство”.

Украина на рубеже 19-20 веков, как известно, стала одним из наиболее развитых сельскохозяйственных регионов Европы. В этом была и часть труда меннонитов. Особенно большой эта часть была во внедрении новых технологий. Большое влияние оказали меннониты и на промышленность. Годовой денежный оборот некоторых предприятий, которыми владели меннониты составлял миллионы рублей.

Меннонитские колонии в Украине были повторением экономического эксперимента, который с 18 века начался в некоторых европейских протестантских странах, приведший к возникновению развитых капиталистических государств.
Поначалу меннонитские колонии вели достаточно изолированную от остального общества жизнь. Но постепенно эта изоляция ослабевала. Меннониты набирали много наёмных рабочих среди местного украинского населения, особенно на сезонные сельхоз работы. Желающих попасть на такие работы было достаточно, так как заработки были очень высоки. За год можно было заработать до 150 руб. Для сравнения, наибольший заработок в то время (70-е гг. 19 века) был в металлургической промышленности, где квалифицированные рабочие получали 24-30 руб. в год, а неквалифицированные 16-23 руб. в год.

Многие украинцы, работая у меннонитов, посещали их молитвенные собрания, узнавая азы протестантского учения и становясь его сторонниками. Большую роль в развитии протестантских идей на Украине сыграли также благотворительные проекты меннонитов. Они строили много школ, больниц, приютов не только для своих единоверцев, но и для местного населения.
Меннонитские поселения стали хорошей основой для развития баптизма на Украине, которое началось с 60-х гг. 19 века. Довольно много меннонитов перешло в баптизм, сыграв важную роль в его дальнейшем распространении на Украине и в России. Многие из этих людей стали баптистскими лидерами, так как имели хорошее богословское образование, полученное в меннонитских колониях.

Баптизм уже не был так изолирован от общества, как меннонитство. Большинство баптистов составляло местное население царской России.
Баптизм во второй половине 19 – начале 20 веков, пережил яростные гонения православной церкви и царского правительства. Баптистов ссылали и сажали в тюрьмы, их били и не разрешали проводить собрания, их штрафовали и лишали имущества, из-за чего целые семьи вымирали от голода. Но число их сторонников всё равно росло. Людей привлекала та нравственная чистота, которую они видели в новых верующих.

Не могла не измениться в такой ситуации и православная церковь. Она вынуждена была более решительно бороться за моральную чистоту своих священников и учить этому свою паству.
Всё общество переживало нравственное возрождение, следствием которого были и значительные успехи в экономике.
Не последнюю роль в этом сыграли меннониты, последователи Менно Симонса – скромного голландца, который посвятил свою жизнь отстаиванию библейских истин.

Использованная литература
Виске Г., Левен Г. Они следовали за Иисусом — Черкассы: «Смирна», 2001.
Любащенко В. Історія протестантизму на Україні — Львів: «Просвіта», 1995.

Статья впервые была опубликована 20 марта 2007 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам.

Об авторе все произведения автора >>>

Сергей Пушкар, Черкассы, Украина

сайт автора: личная страница

 
Прочитано 2120 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Личность Святого Духа - Николай Николаевич

Христос Господь - semen vecherkovskiy

Раз, два, три и....полетели - Наталия Минаева

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Для детей :
Ханука та Різдво. - Левицька Галина
Вистава відредагована, щоб могли зрозуміти діти молодшого віку. В коментарях залишаю 2 Дію, як була в першому варіанті. Можливо комусь знадобиться більш глибока інформація про Свято Хануки. 2 Дія Ангел: Було це після завойовницьких війн Олександра Македонського, коли земля Ізраїлю перейшла під владу Сирії. Всі країни об’єднувала елліністична культура, в якій змішалися звичаї і традиції різних народів. Люди вважали себе «Громадянами Всесвіту». Вони захоплювалися різними спортивними іграми, язичеськими святкуваннями та спектаклями на честь грецьких богів. Багато євреїв були слабкими у вірі і хотіли бути, як всі... Над життям євреїв, які залишались вірними Божим Заповідям, нависла загроза. 1-й ведучий: І що, насправді, карали тих, хто не їв свинину? Ангел: Насправді! Вимоги до євреїв були дуже суворими. Цар Антиох видав указ про заборону вивчати єврейську мову, святкувати шабат, дотримуватися єврейських традицій і навіть називатися євреями. Це було справжнє рабство! В Єрусалимському Храмі на жертовнику принесли в жертву свиню, а в Храмі поставили статую Зевса! 1-й ведучий: А про яких героїв говорив (ім’я 2-го ведучого)? Ангел: Це ті євреї, які любили Бога понад усе! Виходять Матітьягу та Маккабі Матітьягу: Я, Матітьягу, священик. Разом з моїми синами підняв повстання, кличучи: « Хто за Господа — до мене!» Ми пішли в гори з твердим рішенням стояти в вірі й боротися до останньої краплі крові... Маккабі: Я, Маккабі, син Матітьягу. Керував загонами повстанців. Визвольна війна продовжувалась 3 роки. Ми не були досвідченими вояками. Наші загони складалися з пастухів, землеробів, ремісників. До того ж ми не мали достатнього озброєння... 1-й ведучий: Маккабі, я не розумію, як можна воювати, не будучи справжніми воїнами?! Без зброї, без лицарських обладунків? Я не розумію, чому ви воювали? Хіба не простіше було б бути такими, як всі? Просто жити і насолоджуватись життям... Маккабі: Справжнє життя неможливе без віри у Всемогутнього Бога, Живого і Сущого, Який створив усе, Який і дає нам Життя. Справжня насолода — це приходити у Храм і служити, і поклонятися Йому, дякуючи Богові за все! Але Храм споганений і нема місця для поклоніння... Тому ми воювали, щоб звільнити Єрусалим, мати право бути євреєм і приносити жертви Живому Богу в Храмі! Ангел: Відбулося три вирішальні битви. Війська сирійців значно переважали як по кількості, так і по військовій оснащеності. Але євреї постилися та молилися: Маккабі: «Боже! Ми безсилі, а Ти Всесильний! Прости нас за наш непослух! І поверни нам Храм! Бо нема життя без істинного поклоніння Тобі!» Ангел: І Бог дав Своє Диво! Повстанці здобули вирішальну перемогу, звільнили Єрусалим і відновили службу в Храмі! Маккабі: Священики очистили і освятили Храм, побудували новий жертовник. Але для повноцінного Богослужіння в Храмі треба було засвітити Мінору. Ангел: Мінора — це великий світильник, який складається з семи лампад, котрі мають постійно горіти. В лампади, згідно Божих Заповідей, треба було заливати лише чисту освячену оливу. Маккабі: Ми знайшли лише одну посудину з чистою освяченою оливою. Її мало вистачити лише на один день горіння Мінори. Для приготування нової оливи потрібно було вісім днів. Матітьягу: Але євреї так прагли нового початку Богослужіння! Вони прагли Божого Світла, Божої Милості, Божої Радості! Тому, наперекір всім сумнівам, священики засвітили Мінору. І сталося Боже Диво! Мінора горіла 8 днів, аж поки була приготовлена нова чиста олива. Ангел: В пам’ять про очищення Храму євреї святкують Хануку. Це свято очищення, оновлення. Це свято Світла! Матітьягу та Маккабі виходять. Виходить 2-й ведучий.

Поэзия :
Сегодня - Александр Грайцер

Поэзия :
Люблю я Бога своего - Дмитрий Князев

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100